gutta_honey: (Default)
gutta_honey ([personal profile] gutta_honey) wrote2009-02-28 04:04 pm
Entry tags:

О новых веяниях со стороны Конституционного суда.

Ага, конституционный суд разродился новым законом, значительно упростив теперь нам, стационарным психиатрам, жизнь. Вместе с тем занчительно осложнив ее во-первых родственникам, чуть меньше судьям и еще чуть меньше психиатрам-экспертам. Да, родственники пострадают больше всего.
Тут получилась некоторая путаница с юридическими терминами, на мой непрофессиональный взгляд. Для прояснения ситуации:
Принудительное лечение - это мера назначаемая судом при совершении больным правонарушения. Т.е. вместо того, чтобы сидеть в тюрьме больной находится в стенах больницы.
Недобровольная госпитализация - госпитализация без согласия больного по причинам предусмотреным в ст 29 закона "О психиатрической помощи..."
Недееспособный гражданин может быть госпитализирован "без согласия опекуна". Учитывая что суд решил, что он не может осуществлять свои права, т.е. "недееспособен", вопрос о его согласии в рамках существующего законодательства, придуманного, заметьте, не психиатрами, а законодателями, не рассматривается.
Почему-то считается, что этот закон о психиатрической помощи нас, психиатров, очень радует, и даже это "наше все". На самом деле, самое обломное проишествие в нашей повседенвной жизни это "неотложная госпитализация". Почему? Потому, что я вынуждена все бросать и строчить документы в суд, зазывать пряниками начальство к себе в отделение на комиссию, чтобы поспеть в указаный законом срок, а потом еще полдня подпирать стену в коридоре в ожидании суда. Да, больные, поступившие недобровольно, подпирают стену в коридоре вместе со мной и санитаркой. Если госпитализируется недееспособный гражданин, тоже самое, плюс суд начинает меня еще долбать на тему, "а почему вы не разыскали опекуна и не явили его пред наши ясны очи". Ну, а потом еще самое тягомотное. Начинаются поиски опекуна, уговаривание его приехать, выразить свою волю в отношении опекаемого, предъявить документы, подтверждающие, что он действительно опекун. Выслушивать всякие нелицеприятные вещи в свой адрес, по что я беспокою всякой ерундой достойных людей, мне тоже не придется. Призвать к ответственности опекуна у нас практически не возможно. Все разводят руками. и суд, который назначил опекуна и соц служба: " А чтож мы сделаем. Ну, некогда опекуну - работа, дети, но он обещал в ближайшее время заехать и принести тапки опекаемому."
Ну, гаврики - опекуны, теперь держитесь. Будете в суд ездить сами и разговаривать с судьей, предъявлять документы и своего опекаемого, доказывать свою позицию. Ну, и судам так же большой респект, от нас. Не будут больше с презрительным выражением лица выслушивать наши доводы и подозревать в том, что мы с опекуном в сговоре. Теперь друзья, будете сами сговариваться с опекунами. К нам уже в стационар будут поступать с готовыми разрешениями или не поступать. Последнее вообще нас касаться никак не будет. Этот вопрос будут разгребать родственники и соседи больного.
Однако, оставляя злорадство в стороне, хочу сказать, что на самом деле ситуация вовсе не улучшилась в целом для социума. По нескольким причинам.
1. Вопреки распространенному мнению, что недееспособность определяется только больным шизофренией, дело обстоит совсем не так. Основная масса недееспособных составляют умственно отсталые и дементные граждане. Представьте, что у Вас в семье горе. Парализовало кого-то из родных. Скажем бабушку. И не только парализовало, но еще она стала слабоумной в следствии инсульта. Хотите признать ее недееспособной? Придется потаскать ее по судам на носилках. Суды конечно могут выезжать по месту жительства, но это, действительно,будет очень большой объем работы. И эту работу судьи будут себе значительно сокращать путем предварительного отказа в рассмотрении дела.
2. Больных будут гораздо чаще признавать недееспособными и класть в стационар. Когда ответственность в принятии этого решения будет лежать исключительно на судах, то они будут перестраховываться.
3. Судьи не специалисты в области психического здоровья. Их больше всего впечатляют яркие и странные больные, чем действительно опасные. Соответственно, там где мы скорее откажем в госпитализации, суд ее одобрит. То есть будут госпитализироваться те, кто больше будет похож на сумашедшего в глазах судьи. Если вы яркий панк с ирокезом или любитель модификации тела ваши шансы попасть в псих больницу гораздо выше, чем у маньяка. Вы знаете, последние внешне очень невыразительны - у них нет горящих глаз в темноте, из кармана не торчат топоры и ледорубы и на шее не висит ожерелье из зубов жертв.
4. Добросовестным опекунам предстоит действительно попотеть для того, чтобы оказать помощь своему подопечному. Они часто знают, что у больного наступает ухудшение, но на улаживание юридических процедур будет уходить время, что отразится на здоровье больных, а так же и опекунов.
5. Если же вообще все будет начинаться с суда, то для скорой психиатрической помощи наступит рай. Они могут дежурить прямо у здания суда. Психически больные люди будут сначала получать милицейскую помощь, потом судебную, а только потом медицинскую. Претензий к психбригаде, я думаю, в этой цепочке будет меньше всего.
В общем, грядет абсолютная законность. Я вообще так очень рада, потому, как может у части одержимых граждан, которые считают психиатров квинтэссенцией мирового зла, центр тяжести их переживаний сместится в сторону судей.
У меня еще предложение к Конституционному суду. Надо ввести уголовную ответсвенность за неисполнение обязанностей опекуна. Или хотя бы систему штрафов. Чтобы опекун знал, что это не только пенсию получать за подопечного, а еще им и заниматься. Я вас уверяю, это значительно улучшит ситуацию с недееспособными. И требований в признании недееспособными значительно уменьшится, и в больнице они реже появляться будут.

Для справки:
1. К вопросам признания людей недееспособными я не имею никакого отношения. Этими вопросами занимаются психиатры-эксперты.
2. Из жилья я имею 2-х комнатную квартиру ужасной планировки, которая досталась мне в наследство и у меня даже нет машины (это к вопросу о завладению денежными ценностями и жильем больных)

[identity profile] molodozhon.livejournal.com 2009-02-28 01:48 pm (UTC)(link)
Может я и ошибаюсь, но эти шаги предпринимаются не для урегулирования ситуации, ни для одной из участвующих сторон.Ни для лечебных учреждений, ни для их потенциальных обитателей, ни даже для облегчения работы судов.
Это очередная мера соблюдения буквы Конституции, для приведения в соответствие с международными конвенциями о правах человека.
Как несколько лет назад был определён мораторий на смертную казнь, для вступления России в Совет Европы. Скорее и тут главной целью политические дивиденды.

[identity profile] gutta-honey.livejournal.com 2009-02-28 01:53 pm (UTC)(link)
Понятно, что тут конечно скорее политика, чем что-то другое. Это я к тому, что почему-то сейчас в свете этого изменения народ ликует, полагая, что психиатры начнут ап стенку убиваться от бессилья и всем щастье будет.

[identity profile] molodozhon.livejournal.com 2009-02-28 02:02 pm (UTC)(link)
Народ имеет обыкновение ликовать по другим причинам - чаще таким, как объявление халявы.
Им пох и до каких-то психиатров и до своей судьбы порою. Иногда "сегодня" даже завтрашнего похмелья не прогнозируют, что уж говорить о навязших в зубах " от сумы и от тюрьмы"? Ничего не боится русский народ!

[identity profile] gutta-honey.livejournal.com 2009-02-28 02:09 pm (UTC)(link)
Да тут халаявы вообще вроде никто не обещает. Просто возникает чуство, что теперь то уж никакие злобные силы не упекут меня в застенки психи больницы. Тут же на самом деле все гораздо сожнее будет. Если уж суд разрешит госпитализировать, то уж все. Жаловаться будет некуда. Судьи то у нас вообще люди неприкосновенные.

[identity profile] molodozhon.livejournal.com 2009-02-28 02:17 pm (UTC)(link)
Вот вот. Посему этот закон для россиян "проходной", малозаметный, теоретический. Это не повышение коммунальных услуг - там ажиотажа куда больше

народ ликует

[identity profile] kellylynch.livejournal.com 2009-02-28 09:43 pm (UTC)(link)
Зря ликует. В приёмном покое умеют доходчиво объяснять, что 'у нас все подписывают добровольное согласие' и что 'будешь вы...ться - месяц на вязках пролежишь'